Ук рф должностное лицо это

Непригодность российского УК для привлечения к ответственности за пытки

Ук рф должностное лицо это

Непригодность российского УК для привлечения к ответственности за пытки

Комитет ООН против пыток в шестой раз рекомендовал России предусмотреть уголовную ответственность за пытки как за самостоятельный состав преступления.

И дело заключенного Евгения Макарова («воспитательные» мероприятия в Ярославской колонии №1 в форме коллективного истязания заключенного сотрудниками колонии) наглядно показывает степень неприменимости действующих норм российского уголовного кодекса в случае пыток и жестокого обращения.

Светлана Артамонова,(Экспертно-правовая группа «СТАКС», Красноярск)Под редакцией: Асмик Новикова (фонд «Общественный вердикт»). Верстка: Ксении Гагай

Иллюстрация: www.en.minghui.org

Россия стабильно находится в списке стран, лидирующих по количеству нарушений ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — ЕКПЧ).

Комитет ООН против пыток в замечаниях к Шестому периодическому докладу России выразил озабоченность по многим аспектам ситуации с правами человека. В п.

8 Замечаний он выражает обеспокоенность тем, что определение «пытка», содержащееся в примечании к статье 117 УК РФ, не в полной мере отражает все элементы определения, которое зафиксировано в Конвенции против пыток (статья 1).

Комитет также, уже в шестой раз, рекомендовал предусмотреть уголовную ответственность за пытки как за самостоятельный состав преступления.

Дело о пытках заключенного Евгения Макарова («воспитательные» мероприятия в Ярославской колонии №1, которые выражались в коллективном истязании заключенного со стороны сотрудников колонии) дает обширный материал для анализа. Это дело является своего рода модельным, т.к.

оно позволяет аргументированно обосновать степень неприменимости действующих норм уголовного кодекса.

Далее на примере этого дела и используя российские уголовно-правовые конструкции, мы постараемся обосновать, что необходимо выделить в Уголовном кодексе отдельный состав преступления «Пытки», а статья 286 УК РФ никак не подходит для квалификации таких случаев.

Смотреть, например, по ссылке
Евгений Макаров, подзащитный фонда «Общественный вердикт», был неоднократно подвергнут пыткам в колонии №1 Ярославля. Один из случаев — мероприятия, когда Макарова «воспитывали» с применением силы 18 сотрудников колонии. По этим событиям следствие отказало в возбуждении дела, как и по остальным фактам пыток. Но через год уголовное дело было возбуждено. Это произошло после того, как «Новая газета» опубликовала видео пыток.

было снято 29 июня 2017 года на портативный видеорегистратор одного из сотрудников Ярославской колонии №1; журналистам запись передали адвокаты фонда «Общественный вердикт», которые защищают Макарова.

запись фиксирует, как 18 мужчин, одетых в форму ФСИН России, поочередно удерживают на столе Евгения Макарова и наносят удары дубинками по его пяткам. 15 из них применяют силу – либо наносят удары, либо держат осужденного. Трое участников видеозаписи наблюдают за происходящим.

Помимо этого, на видео запечатлены моменты, когда на голову и пятки Макарова льют воду из ведра, закрывают его лицо полотенцем.

На сегодня задержанными по ч.3 ст. 286 УК РФ являются
15 участников избиения.

В отношении участников избиения уголовное дело было возбуждено по превышению должностных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ). «Новой газетой» 13 августа 2018 года были также опубликованы выдержки из первых показаний задержанных сотрудников ФСИН. Из показаний следует, что причиной избиения Макарова было его поведение (осужденный нарушал режим отбывания наказания), а видео снято было для отчета перед начальством.
Статья «10 минут в классе воспитательной работы» / www.novayagazeta.ru Статья «Пытки и палки» / www.novayagazeta.ru

Состав преступления по ч.3 ст. 286 УК РФ

Чаще всего составом преступления, по которому квалифицируют действия сотрудников правоохранительных органов, незаконно применивших силу к лицам, находящимся в их власти, является ч. 3 ст. 286 УК РФ, «Превышение должностных полномочий».

Определение преступления — «совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г.

№ 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее — Постановление Пленума) Верховный Суд подробнее определяет состав преступления и допускает, что к превышению должностных полномочий относятся и действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (Подробнее о классификации ВС см. п. 19 Постановления Пленума), а не только случаи, когда должностное лицо действует без достаточных оснований или использует не свои полномочия.

Для оценки любого преступления особое значение имеют цель и мотивы преступника. Цель и мотив могут делать преступление более опасным: простое убийство не равно убийству, которое совершают для использования органов или тканей жертвы, или по мотиву расовой ненависти. Это так называемые «особо квалифицированные составы преступления», когда наряду с отягчающими обстоятельствами присутствуют и дополнительные, которые существенно влияют на степень общественной опасности. Если мотив и цель «нейтральны», то они могут не учитываться.Пленум Верховного суда РФ отмечает, что для квалификации содеянного как «Превышение полномочий» не имеют значения мотивы действий преступника.При анализе разных преступлений, попадающих под ч. 3 ст. 286 УК РФ, обнаруживается, что по этой статье квалифицируются и действия сотрудников Ярославской колонии №1 и, например, применение полицейским наручников при задержании при отсутствии для этого достаточных оснований.Это значит, что для законодателя эти действия обладают одинаковой степенью общественной опасности.

Гладких В.И., Курчеев В.С. Уголовное право России. Общая и особенная части. Учебник. Под общей редакцией д.ю.н., профессора В.И. Гладких.– М.: Новосибирский государственный университет, 2015. — С. 33.

Что говорит теория уголовного права?

Действия с целью «причинить страдания» по мотиву мести более опасны
для общества, чем действия, когда полицейские необоснованно используют наручники.

Во-первых, в уголовном праве устанавливается степень общественной опасности преступления как один из основных критериев для их «взвешивания». Поэтому преступления в УК РФ классифицируются в зависимости от характера и степени общественной опасности.

Во-вторых, мотив и цель преступления являются факторами, которые влияют на то, как будет оцениваться степень общественной опасности преступления.

В-третьих, выражением общественной опасности преступления выступает размер предельной санкции. Предельная санкции — «вес» общественной опасности преступления.

Если предельные санкции одинаковы, то это значит, что
деяния равны по своей опасности.

В деле Евгения Макарова действия сотрудников Ярославской колонии №1 были совершены с целью, выходящей за рамки ст. 286 УК РФ, — причинить боль и страдания. Цель видна из их действий: они наносят удары, поливают голову жертвы водой, если он теряет сознание, продолжают избивать далее. Побуждающим фактором к действию стало желание «наказать» осужденного за его предыдущее поведение. Этот вывод подтверждают выдержки из опубликованных показаний обвиняемых:

«…поскольку Макаров Е.А. был злостным нарушителем режима, поучаствовать в «воспитательной работе» в отношении его изъявили желание многие сотрудники учреждения…», «…новость о том, что Макаров Е.

А вновь совершил нарушение режима, и к нему, возможно, руководство ИК-1 разрешит применить физическую силу, уже была передана многим…», «…обращение на «ты» к сотрудникам колонии, отказ от выполнения ежедневных мероприятий, курение в неположенных местах, оскорбление сотрудников колонии…».

Действия с целью «причинить страдания» по мотиву мести явно более общественно опасны, чем действия, когда полицейские необоснованно используют наручники.

В других статьях УК РФ учитывает такие «особенные» мотивы и цели действий, и выделяет особо квалифицированные составы.

Гладких В.И., Курчеев В.С. Уголовное право России. Общая и особенная части. Учебник. Под общей редакцией д.ю.н.

, профессора В.И. Гладких. –М.: Новосибирский государственный университет, 2015. — С. 29.

Смирнов С.А. Цель как признак субъективной стороны преступления // Сибирский юридический вестник. №1. — 2014. -С.69.

Такое понятие как «превышение» помимо статьи 286 УК РФ фигурирует в уголовном праве в связи с «необходимой обороной».

Когда говорится о превышении необходимой обороны, то подразумеваются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательства. Любое превышение необходимой обороны рассматривается как действие, изначально совершаемое в рамках своего права, а превышение возникает лишь при нарушении условия правомерности — «соразмерность защиты характеру и опасности посягательства». Оценим формы превышения должностных полномочий, предложенные Верховным судом, с точки зрения нарушения условий правомерности.

Гладких В.И., Курчеев В.С. Уголовное право России. Общая и особенная части. Учебник. Под общей редакцией д.ю.н., профессора В.И. Гладких. –М.: Новосибирский государственный университет, 2015. — С. 68.

Что есть превышение в контексте ст. 286 УК РФ?

Верховный суд устанавливает, что превышение должностных полномочий — это

Действие, которое относится к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу). В таком случае должностное лицо нарушает «условие правомерности» совершения действия.

Действия, которые могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте. Примером такого преступления является ситуация, когда лицо подписывает акт выполненных работ несмотря на то, что работы еще не выполнены. То есть, в целом подписание акта выполненных работ является законным действием, но для его выполнения необходимы особые основания. Еще одним примером является применение наручников в случаях, когда не было для этого достаточных оснований. Снова нарушено «условие правомерности».
Действия, которые совершаются должностным лицом единолично, но могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом. К примеру, должностное лицо в нарушение коллегиального порядка принимает решение о предоставлении жилья гражданину по договору социального найма. В целом действие является законным, но нарушено условие его правомерности – порядок принятия решения.

Действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Источник: https://police-barometer.ru/criminal-code-torture

Специальный субъект общеуголовных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения

Ук рф должностное лицо это

В. В. РОМАНОВА

Действующее уголовное законодательство предусматривает во многих составах преступлений такой квалифицирующий признак, как использование своего служебного положения. Уголовно-правовое значение данного признака состоит в том, что при использовании служебного положения происходит посягательство на дополнительный объект — интересы службы.

Проблемы применения данного квалифицирующего признака связаны с толкованием нескольких понятий: служебное положение, использование служебного положения, субъект использования служебного положения.

Представляет интерес анализ постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по различным категориям дел о преступлениях, имеющих квалифицирующий признак «с использованием служебного положения», с позиций субъекта преступления.

Так, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» от 10 июня 2010 г.

№ 12 сказано, что к лицам, совершившим деяние, предусмотренное ч. 2 ст.

210 УК РФ, с использованием своего служебного положения, следует относить как должностных лиц, так и государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» от 27 декабря 2007 г. № 51 под лицами, использующими свое служебное положение при совершении мошенничества, присвоения или растраты (ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ), понимаются должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст.

285 УК РФ, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также иные лица, отвечающие требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст.

201 УК РФ (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, в коммерческой организации).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» от 26 апреля 2007 г. № 14 разъясняет, что по п.

«г» ч. 3 ст. 146 УК РФ подлежит уголовной ответственности лицо, использующее для совершения преступления служебное положение. Им может быть как должностное лицо, обладающее признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст.

285 УК РФ, так и государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, а также иное лицо, отвечающее требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст.

201 УК РФ (например, руководитель предприятия любой формы собственности, поручающий своим подчиненным незаконно использовать авторские или смежные права).

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов,

Стр.30

взрывчатых веществ и взрывных устройств» от 12 марта 2002 г.

№ 5 раскрывается, что хищением оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств лицом с использованием своего служебного положения следует считать хищение их как лицом, которое наделено служебными полномочиями, связанными с оборотом оружия, в частности его использованием, производством, учетом, хранением, передачей, изъятием и т. д., так и лицом, которому они выданы персонально и на определенное время для выполнения специальных обязанностей (часовым, постовым милиционером, вахтером или инкассатором во время исполнения ими служебных обязанностей и т. п.).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» от 17 января 1997 г. № 1 гласит, что под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст.

209 УК РФ) следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т. п.

Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» от 18 января 2004 г. № 23, под лицами, использующими свое служебное положение (п. «б» ч. 3 ст. 174 и п. «б» ч. 2 ст. 1741 УК РФ), следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 15 июня 2006 г. № 14 указывается, что под использующим свое служебное положение лицом (п. «в» ч. 2 ст.

229 УК РФ) следует понимать как должностное лицо, так и лицо, выполнение трудовых функций которого связано с работой с наркотическими средствами или психотропными веществами.

Например, при изготовлении лекарственных препаратов таким лицом может являться провизор, лаборант, при отпуске и применении — работник аптеки, врач, медицинская сестра, при их охране — охранник, экспедитор.

Квалифицирующий признак «с использованием своего служебного положения» в статьях Особенной части Уголовного кодекса встречается достаточно часто.

Казалось бы, во всех случаях этот квалифицирующий признак должен иметь одинаковое содержание.

Между тем судебное толкование данного признака, даже на уровне высшей судебной инстанции, применительно к разным составам преступления существенно отличается.

К лицам, которые могут быть субъектом преступлений, совершенных с использованием служебного положения, Верховный Суд во всех случаях относит должностных лиц (примечание 1 к ст.

285 УК РФ) и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях (примечание 1 к ст. 201 УК РФ). Все постановления прямо или косвенно к таким субъектам относят государственных и муниципальных служащих.

Но, кроме того, в одном постановлении использование служебного положения связывается с осуществлением трудовых функций («О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»); в одном — с выполнением служебных полномочий в целом или специальных обязанностей («О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве

Стр.31

и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств») и в одном постановлении упоминаются служащие в целом («О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»).

Безусловно, субъектами совершения общеуголовных преступлений с использованием служебного положения могут быть должностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях, поскольку они обладают особыми полномочиями и положением, позволяющими облегчить совершение преступления.

Понятие должностного лица раскрывается в примечаниях к ст. 285 УК РФ.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В примечании 1 к ст. 201 УК РФ указано, какие именно лица признаются выполняющими управленческие функции.

А именно, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Практически во всех постановлениях обращено внимание и на категорию лиц, относящихся к государственным и муниципальным служащим.

Служащий является собирательным понятием, охватывающим следующие виды: 1) государственный и муниципальный служащий; 2) служащий государственного и муниципального учреждения; 3) служащий государственной корпорации; 4) служащий коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением.

Виды государственных служащих определены в ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.

Так, федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получить денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

Определение муниципального служащего дано в ст. 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Стр.32

Неоднозначно в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации решается вопрос относительно иных субъектов — служащих государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, коммерческих и некоммерческих организаций.

Проблема заключается в определении фигуры служащего, не являющегося государственным или муниципальным служащим, а также не являющегося должностным лицом.

Представляется, что, даже являясь рядовым служащим, последний, находясь в системе служебной иерархии, имеет, как правило, возможность оказать содействие, повлиять, принять решение, действуя в рамках своих служебных полномочий, которыми не обладают лица, не являющиеся служащими организации(1).

В пользу изложенного подхода свидетельствует разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенное в постановлении «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм», в котором указано, что с использованием своего служебного положения понимаются действия лица по использованию своих властных или иных служебных полномочий, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением.

Но признавать субъектами использования служебного положения лиц, не относящихся к категории служащих, нельзя.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции.

Поэтому трудовые функции выполняют как должностные лица либо лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и иные служащие, а также лица, которые в трудовом законодательстве определяются как работники, осуществляющие трудовую деятельность по профессии рабочего.

Признание субъектами преступлений, которые совершаются с использованием служебного положения, лиц, осуществляющих трудовую функцию по профессии рабочего, на наш взгляд, исключается, поскольку речь идет об использовании служебного положения(2).

Таким образом, под лицами, использующими свое служебное положение, следует понимать должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также служащих в целом.

Стр.33

Источник: http://www.procuror.spb.ru/k810.html

Статья 291. Дача взятки

Ук рф должностное лицо это

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой — четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Источник: http://stykrf.ru/291

Должностные преступления в здравоохранении

Ук рф должностное лицо это

Должностное преступление – это общественно опасное деяние, совершенное должностным лицом в связи с его служебным положением и причинившее либо создавшее угрозу причинения существенного вреда, либо нарушения прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Объективная сторона должностных преступлений предполагает наличие таких обязательных признаков, как совершение деяний вопреки интересам службы, т.е.

находящихся в противоречии не только с задачами, для выполнения которых образован данный орган или учреждение, но и с теми полномочиями, выполнение которых возложено на должностное лицо, и наличие причинной связи между незаконными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями. Субъектами должностных преступления могут быть только должностные лица (п.1 примечание к ст.

285 УК РФ), которыми постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляются организационно-распорядительные , административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах, учреждениях, Вооруженных силах РФ и т.д.

В УК РФ указано, что субъектом преступления может быть лицо, обладающее специальными оговоренными в законе качествами – специальный субъект преступления. Таким специальным субъектом преступления могут считаться работники здравоохранения при выполнении ими профессиональных обязанностей, т.е.

занимающие постоянно или временно должности в учреждениях здравоохранения и имеющие по закону определенные права и обязанности, полномочия в осуществлении административных, хозяйственных и других задач.

Невыполнение или недобросовестное выполнение в таких случаях профессиональных функций, злоупотребление ими в корыстных интересах могут привести к нарушениям прав пациентов, причинению вреда здоровью, интересам государства и т.д.

В связи с этим очень важно определить уголовно-правовое положение медицинского работника, в основе которого лежит сложный вопрос о признании или непризнании медицинского работника должностным лицом или специальным субъектом преступления. Это имеет большое практическое значение для квалификации должностных преступлений, совершенных в сфере здравоохранения.

В разъяснениях ст.285 УК РФ указано, что рядовые медицинские, фармацевтические и санитарные работники (врачи, фельдшеры, медицинские сестры, провизоры и т.д.

) при исполнении своих профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи больным не обладают ни административно-хозяйственными, ни организационно-распорядительными полномочиями, присущими должностным лицам.

То есть они осуществляют чисто профессиональные функции по лечению пациентов.

Главный врач, заместители главного врача, заведующие отделами, лабораториями, главная, старшая медицинская сестра, дежурный врач и т.д. считаются должностными лицами.

Наиболее часто в сфере здравоохранения встречаются следующие должностные преступления: «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст.285), «Получение взятки» (ст.290), «Служебный подлог» (ст.292) и «Халатность» (ст.293).

Рассмотрим основные моменты вышеперечисленных статей Уголовного Кодекса РФ. Статья 285 «Злоупотребление должностными полномочиями». Состав данного преступления предполагает наличие следующих признаков:

а) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

б) совершение деяния из корыстной или иной заинтересованности;

в) наступление конкретных последствий деяния (нарушение прав и интересов граждан, организаций и т.д.);

г) наличие причинной связи между действием должностного лица и последствиями.

Отсутствие вреда как необходимого признака состава преступления исключает уголовную ответственность по данной статье.

Формы и способы злоупотреблений должностными лицами могут быть разными: издание приказов, распоряжений, противоречащих закону, нормативному правовому акту, повлекших последствия; необоснованное расходование денежных и других ресурсов без признаков хищения, сокрытие хищений, недостач в ЛПУ, попустительство совершению преступлений иными лицами (например, должностное лицо, в полномочия которого входит контроль за хранением и расходованием наркотических средств, сознательно не выполняет этой обязанности, ответственность наступает при наличии у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности).

В практике здравоохранении чаще привлекаются к уголовной ответственности должностные лица по ч.1 ст.285 УК РФ. Она предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда, либо лишение права занимать определенные должности на срок до 5 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 4 лет.

Статья 290 УК РФ «Получение взятки» — один из наиболее опасных видов должностных преступлений.

Особенностью данного преступления является то, что взятка может быть получена как за незаконные действия должностного лица, так и за действия, которые входят в его компетенцию.

В случае взяточничества в системе здравоохранения речь идет о действиях, которые должностное лицо осуществляет в силу своего служебного положения, а не о действиях профессионального характера недолжностных лиц.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента ее принятия получателем независимо от того, совершены ли действия, обещанные за взятку, или их предполагается совершить в будущем. Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Отягчающим обстоятельством при ее получении является совершение

Преступления по предварительному сговору группой лиц, многократность получения взятки, вымогательство.

Крупный размер взятки. Крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда.

Термин «взятка» спорен в медицинских кругах, где многими сознательно ассоциируется с благодарностью пациента врачу, который своими действиями восстановил здоровье, трудоспособность, спас жизнь и т.д.

Уголовный кодекс РФ предусматривает за получение взятки следующее наказание:

а) штраф в размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до года; либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением занимать определенные должности на срок до 3 лет (в случае получения взятки лично или через посредника в виде днег, ценных бумаг, иного имущества и т.д. и если действия должностного лица входят в служебные полномочия);

б) лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет (в случае получения взятки за незаконные действия);

в) лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества или без таковой ( в случае получения взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, неоднократно, с вымогательством взятки, в крупном размере).

Статья 292 УК РФ «Служебный подлог».

Для применения данной статьи необходимы следующие условия:

а) внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений;

б) внесение исправлений, искажающих их действительные.

Официальным документом признается письменный акт, устанавливающий событие или факт, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия . Субъектом является только лицо, деяние может быть совершено только с прямым умыслом.

В отношении медицинских работников (должностных лиц) она применяется в следующих случаях: выдача официального документа об освобождении от работы заведомо здоровому человеку, подделка, подчистка, внесение исправлений в медицинские документы или полная их замена (амбулаторная карта, история болезни), выдача справок о якобы имеющихся заболеваниях, о смерти и т.д. Как показывает судебно-следственная практика, большинство уголовных дел относится к выдаче заведомо ложных больничных листов о нетрудоспособности, ложных справок о состоянии беременности и заболеваниях, оформление ложных медицинских документов при страховании от несчастного случая и др. В данных случаях субъектом преступления может быть как должностное лицо (главный врач, замы, заведующие отделениями и т.д.), так и недолжностное (врач, медсестра, провизор и т.д.), преследующие корыстные цели (получение вознаграждения в виде денег, имущества, товаров и др.) или другую какую-либо личную заинтересованность (родственники, близкие).

Статья 292 УК РФ «Служебный подлог» предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Статья 293 УК РФ «Халатность» — это неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, ели это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и др.

Ответственность за халатность наступает только при существенном нарушении прав и законных интересов граждан, если это повлекло за собой смерть человека или иные тяжкие последствия. При этом по делу обязательно должна быть установлена причинная связь между противоправными действиями должностного лица и наступившими последствиями.

Медицинские работники (недолжностные лица) не подлежат наказанию по данной статье.

Как показывает судебно-следственная практика, чаще всего привлекаются по это статье дежурные врачи ЛПУ, действии которых самые разнообразные: чрезмерно поспешный, невнимательный опрос больного или его родственников с целью получения анамнестических данных, заболеваниях и т.д.

, неполное заполнение медицинской документации, недостаточное обследование, непроведение консилиумов, дефекты организации (отсутствие рентген-пленки, бумаги дл записи ЭКГ, ЭХОГ, ЭЭГ, неподготовленность операций, отсутствие инструментов и т.д.), неправомерный отказ в госпитализации больных и т.д.

Уголовно наказуемая халатность предполагает в обязательном порядке, что исполнение соответствующих действий входило в круг обязанностей должностного лица ( в т.ч. дежурного врача), и закрепленных в должностных инструкциях, приказах, распоряжениях. Отсутствие надлежаще оформленного правового акта о круге обязанностей должностного лица исключает ответственность за халатность.

Уголовный кодекс предусматривает за это преступление наказание в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо обязательными работами от 120 до 80 часов, либо работами на срок от 6 до 12 месяцев, либо арестом на срок до 3 месяцев. В случае смерти или тяжких последствиях – лишением свободы на срок до 5 лет.

Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Под эту статью подпадает совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и интересов граждан, организаций, учреждений и т.д. Наказание по этой статье предусмотрено то же, что и в ч.1 ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями».

Источник: http://www.noav.ru/?p=43

Проф-Адвокат
Добавить комментарий