Кто пишет техническое задание в учреждении по 44 фз

Статьи

Кто пишет техническое задание в учреждении по 44 фз

КТРУ осложнил работу большинства заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ. Точнее не сам КТРУ, а то, как он в настоящее время реализован.

В данной статье мы подробно разберем порядок использования КТРУ, проблемы, с которыми сталкиваются заказчики при его применении, а также пути их решения. Для удобства мы разбили предлагаемый материал на разделы.

Даже если Вы давно используете КТРУ в своей закупочной деятельности, мы рекомендуем ознакомиться со всеми из них. Убеждены, что Вы не зря потратите время.

Правила применения КТРУ

Основные ошибки в применении КТРУ обусловлены в большей степени непониманием заказчиками правил его использования, которые установлены постановлением Правительства от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила). 

Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145
«Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Скачать

Мы предлагаем вспомнить основные из них. Цветом выделены те моменты, на которые стоит обратить особое внимание.

Пункт 4 Правил гласит:

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога … с указанной в ней даты начала обязательного применения.

При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктами 5 и 6 Правил установлено:

Заказчики вправе указывать дополнительную информацию, не предусмотренную КТРУ, при наличии соответствующего обоснования (если КТРУ предусматривает описание товара, работы, услуги в соответствующей позиции).

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Заказчик не вправе изменять содержащие в КТРУ требования к товарам, работам, услугам даже при наличии соответствующего обоснования. Заказчик может только уточнять (дополнять) описание предмета закупки недостающими (дополнительными) характеристиками. При этом каждая из таких дополнительных характеристик должна быть обоснована.

Где найти КТРУ?

Полная и актуальная версия КТРУ размещена в ЕИС. Для открытия КТРУ необходимо в главном меню ЕИС выбрать раздел «Дополнительная информация» и из него перейти в подраздел «Каталог товаров, работ, услуг (44-ФЗ)».

КТРУ состоит из обычных и укрупненных позиций. Последние объединяют в себе позиции, регулирующие один предмет, но устанавливающие разные характеристики по нему.

Бывают ситуации, когда заказчику для определения предмета закупки подходят сразу несколько позиций из КТРУ. В связи с этим возникает вопрос о том, какую из них выбрать для применения. Например, лекарственные препараты одной дозировки, одного способа введения, но имеющие разные лекарственные формы.

Ответ на данный вопрос следующий: заказчик вправе выбрать любую из подходящих ему позиций.

Если необходимая в КТРУ продукция никак не находится, то ее просто нет в КТРУ. Вместе с тем, она может появиться впоследствии. Поэтому КТРУ должен проверяться заказчиком каждый раз при планировании соответствующей закупки.

Ктру и окпд2

КТРУ формируется на основании ОКПД2. Однако, ОКПД 2 не является определяющим при решении заказчиком вопроса о применении или не применении КТРУ, а также при решении вопроса о соответствии предложенной поставщиком продукции установленным требованиям. Например, участник закупки предлагает заказчику медицинское изделие, полностью отвечающее требованиям заказчика.

Вместе с тем, в государственном реестре медицинских изделий такое изделие может быть классифицировано по другому коду ОКПД2, чем тот код КТРУ, который был использован при формировании технического задания. Отличия в ОКПД2 в данном случае не препятствуют заказчику признать предложенную поставщиком продукцию соответствующей установленным требованиям.

Приведем еще один случай: заказчик закупает продукцию, отнесенную к определенному коду ОКПД 2, на основании которого построены соответствующие позиции КТРУ. Более того, наименование закупаемой продукции в КТРУ совпадает с предметом закупки.

При этом заказчик может не использовать КТРУ вовсе, если в нем фактически отсутствует необходимая ему продукция (прим.: указанную ситуацию не нужно путать со случаем, когда заказчика просто не устраивают содержащиеся в КТРУ характеристики).

Например, заказчик планирует осуществить закупку монитора для компьютера. Цель закупки: организация видеонаблюдения, а не просто использование на настольном ПК. Соответственно монитор малого диаметра заказчику не подойдет, т.к. на приобретаемый монитор нужно выводить изображение с многочисленных видеокамер. В КТРУ максимальное значение по диагонали монитора установлено «> 26 дюймов».

При этом заказчику нужен монитор не меньше 32 дюймов для своих целей. Соответственно он не может использовать КТРУ, иначе получит монитор диагональю 26 дюймов ровно, что не будет отвечать его потребностям. В данном случае заказчику остается только не использовать КТРУ, ссылаясь на то, что необходимая ему продукция в КТРУ отсутствует.

Ктру и формирование лотов (компьютеры)

КТРУ никак не влияет на формирование лотов.

Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки).

При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.

Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть.

Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.

Ктру и бумага офисная

Правила применения КТРУ лучше всего рассматривать на конкретных примерах. Бумага для принтеров как нельзя лучше подходит для этого, т.к. каждый заказчик ее закупает в том или ином объеме.

Источник: http://44fz.ru/article/ktru/

Правила составления технического задания по требованиям 44-ФЗ

Кто пишет техническое задание в учреждении по 44 фз

Федеральный закон № 44-ФЗ о контрактной системе устанавливает единые требования к описанию объекта закупок, которым заказчик обязан следовать при составлении документации о закупке, независимо от способа их осуществления (ст. 33 44-ФЗ). Рассмотрим, какими правилами должен руководствоваться заказчик при составлении технического задания.

В техзадании заказчик описывает требования к закупаемым товарам, работам, услугам и чаще всего оно является приложением к договору, либо документом, в котором заказчик описывает объект закупки. 

От того, насколько подробно будут описаны ожидания заказчика, зависит успех всего мероприятия. Другими словами, техническое задание — это инструкция для работников, которая позволяет сопоставить конечный результат с запланированным.

При описании в документации о закупке заказчик должен руководствоваться следующими правилами, установленным 44-ФЗ:

  • описание объекта закупки должно носить объективный характер;
  • в описании объекта закупки, при необходимости, указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки;
  • техническое задание должно быть нейтральным, то есть не ограничивать количество потенциальных участников путем установления чрезмерных требований к товарам, работам, услугам.

Техническое задание должно учитывать пожелания конечного потребителя и не вести к приобретению товаров роскоши.

Тендерный эксперт Олег Бируля расскажет, на что обратить внимание заказчику при составлении технического задания. Смотрите отрывок из вебинара «Правила составления технических заданий в рамках закона 44-ФЗ и требования к их содержанию».

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Что запрещено включать в объект закупки

В описание объекта закупки не должны включаться: требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя и т д.

Также заказчику запрещено устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33).

Указание ГОСТов и техрегламентов

Технические регламенты лучше указывать, но если не указаны, все равно применяются. ГОСТы в ТЗ можно указывать. Даже если ГОСТ необязательный, но он указан в ТЗ — он становится обязательным для сторон договора.

Заказчик может несколько изменить условия по сравнению с техническим регламентом, ГОСТом или СанПиНом, но только в сторону улучшения характеристик.

Пример
1. В соответствии с СанПин 2.4.1.1249-03 площадь озеленения территории дошкольного образовательного учреждения должна составлять не менее 50%, заказчик может предусмотреть озеленение не менее 60% территории.

2. В восстановительные соки допускается добавление лимонной кислоты в дозировке не более 3 г/л (в соотв. с тех. регламентом). Заказчик может уточнить этот показатель, уменьшив ее содержание, например, до 2 г/л.

Если заказчик ссылается на ГОСТ, который содержит в себе диапазонные значения, то лучше эти значения отдельно расписать, чтобы уже участник в своей заявке нам показал конкретное значение из этого диапазона ГОСТа.

Положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не обязывают заказчика абсолютно во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами.

Заказчик использует и обосновывает необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены технические регламенты, национальные стандарты и иные требования.

В случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов товар, для которого существует функционирующий рынок заказчик может сформировать описание на основании данных производителей, качественных показателей, которые необходимы заказчику, данных поставщиков о характеристиках товара по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки (Письмо Минэкономразвития России от 03.08.2016 № ОГ-Д28-9745).

В случае если ГОСТы являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции (с иным индексом после номера)».

Характеристики ТРУ

Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (п. 1 ч. 1 ст. 33).

При описании характеристик товара заказчик указывает минимальные и (или максимальные) значения показателей.

  При этом участники в своих заявках должны указывать конкретное значение, присущее тому или иному товару.

В заявках участников не допускается двусмысленное толкование значений, слова «или эквивалент», «от и до», «не более», «не менее», за исключением тех случаев, которые предусмотрены Государственными стандартами.

Как через техническое задание заказчик может ограничить конкуренцию?

  • Включение разнородной продукции,
  • Установление нереальных сроков поставок, выполнения работ, оказания услуг,
  • Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака.

Все эти приемы могут быть признаны незаконными и стать основанием для возбуждения дела об административном производстве.

Что запрещено включать в один лот?

Запрещено включать в один лот товары, работы и услуги, функционально и технологически не связанные между собой. Например, заказчику необходимо произвести ремонт в помещении.

В документации заказчик прописывает перечень работ и перечень материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ.

Такое объединение в один лот правомерно, так как поставка материалов для работ не является предметом контракта.

Например, заказчик объявил запрос котировок на поставку воды булированной для кулеров и в техническое задание включил требование об оказании сопутствующих услуг — обслуживание, чистку и замену фильтров кулеров, находящихся в пользовании заказчика на праве законного владения. Такое объединение поставки товара и оказание услуг в один лот неправомерно, и при рассмотрении жалобы контрольные органы выдадут предписание разукрупнить лот — разбить на два лота.

Рекомендации к составлению ТЗ

  1. При составлении документации, описание объекта закупки должно носить объективный характер. То есть четкое и ясное описание того, что именно нужно заказчику, не допускающее двусмысленностей и разночтений. Кроме того, для уточнения отдельных моментов поставщик может подать запрос на разъяснение.
  2. Заказчик в описании предмета закупки описывает его функциональные, технические и иные характеристики, которые требуются от поставленного товара (произведенных работ).
  3. Техническое задание должно быть нейтральным, не ставить ограничений на количество потенциальных участников путем прописывания чрезмерных требований к поставляемой продукции.

    Нельзя «подгонять» описание только под один конкретный товар одного производителя. Это является ограничением конкуренции. Единственным исключением тут является ситуация, когда нет другого способа исчерпывающего описания свойств объекта закупки (п.1 ч. 1 ст. 33).

  4. Заказчику рекомендуется указывать в техническом задании, что поставляемый товар должен быть новым (который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), иначе заказчик может получить товар, бывший в употреблении.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/420

Требования к составлению технического задания по 44-ФЗ

Кто пишет техническое задание в учреждении по 44 фз

К составлению технического задания законодательство о контрактной системе закупок предъявляет жесткие требования. Накладываемые ограничения должны способствовать реализации целей осуществления государственных закупок.

Характеристики, которые заказчик указывает при заполнении технического задания документации, должны отражать реальные потребности заказчика и быть одинаково интерпретированы всеми участниками закупок.

Добиться этого позволяет критерий объективности, который Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ) устанавливает в качестве первого требования к документации о закупке (п. 1 ч. 1 ст.

33 Закона № 44-ФЗ).

Например, бюджетное учреждение закупает компьютеры для сотрудников отдела планирования и указывает в техзадании такое требование, как «соответствие новейшим технологиям».

При этом для осуществления функций отдела вполне достаточно, чтобы техника имела характеристики, сопоставимые с уже имеющимися на старых компьютерах, поскольку программное обеспечение заказчик менять не планирует, периферийное оборудование также используется прежнее.

Стоит ожидать, что предложения от участников закупок будут отвечать избыточным пожеланиям заказчика.

Кроме того, один участник может подумать, что при подборе ему необходимо исходить из мощности оборудования, а другой — из количества новых функций, представленных на рынке компьютерных технологий, и т. д. Таким образом, каждая организация будет руководствоваться субъективными представлениями о данном требовании.

Согласно статье 19 Закона № 44-ФЗ установлению требований в техническом задании может предшествовать их нормирование. В этом случае вероятность появления субъективных запросов заказчика сводится к минимуму.

Создание условий для участия в закупках максимального количества претендентов

Для соблюдения этого требования Закон № 44-ФЗ накладывает ограничения, согласно которым в описании объекта закупки не допускается использовать:

  • упоминания товарных марок (знаков обслуживания), фирменных наименований, промышленных образцов, полезных моделей, патентов, наименования места происхождения товара или обозначения производителя;
  • характеристики (в том числе в форме наглядных материалов), свойственные товарам, работам или услугам, которые могут произвести, выполнить или оказать только ряд организаций.

Исполнение этого требования не должно ухудшать точность и четкость описания. Отсюда следует, если заказчик не может по-другому охарактеризовать объект закупок, он вправе использовать и эти характеристики.

Например, в учреждении работают на компьютерах Macintosh и все программное обеспечение закуплено под эту линейку персональных компьютеров. Понятно, что заказчик не сможет обойтись без упоминания в ТЗ этого бренда или без приведения свойственных только ему характеристик, но он будет обязан добавить слова «или эквивалент».

Сюда же можно отнести требование, распространяющееся на лекарственные средства. Документация о закупке может содержать только международные непатентованные названия препаратов, а если их нет, то химические, группировочные наименования.

К примеру, вместо конкретной марки жаропонижающего средства заказчик обязан привести название «Парацетамол», «Ибупрофен» и т. п. Иначе он сузит круг потенциальных участников и нарушит законодательство.

Нарушения не будет, если жаропонижающий препарат входит в перечень средств, закупаемых по их торговым наименованиям, или если он относится к лекарственным средствам, которые соответствуют требованиям пункта 7 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Защита интересов отечественных товаропроизводителей

Заказчики при составлении технического задания должны руководствоваться установленными Правительством Российской Федерации ограничениями и запретами по закупке товаров иностранного происхождения, работ и услуг, выполняемых и оказываемых зарубежными компаниями.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ это необходимо для поддержки отечественных участников закупок, а также защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики.

В частности, действует постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656, запрещающее государственным и муниципальным заказчикам закупать отдельные виды товаров машиностроения из иностранных государств (кроме Армении, Беларуси, Казахстана).

Например, если Дирекция единого заказчика запланировала купить снегоуборочную технику, то в документации о закупке она указывает, что техника должна быть произведена на территории России, Армении, Беларуси или Казахстана. Таким образом, техника иностранных марок все же может быть закуплена учреждением.

При этом допускается, что на этих территориях происходит только частичное производство (сборка) машин.     

Приняты также следующие нормативные правовые акты:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходя­щих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Новизна товара

Практически в каждую документацию о закупке включают пункт, разрешающий поставку только новых товаров. Закон № 44-ФЗ приводит уточнения, по которым определяется новизна продукции. Товар не должен быть:

  • бывшим в употреблении;
  • восстановленным, в том числе это касается потребительских качеств товаров;
  • иметь замененные составные части.

Если учреждение хочет приобрести что-либо по цене значительно ниже рыночной, ему может быть не важно, чтобы товар был новым. Однако, чтобы уберечь себя от покупки низкокачественного товара, ему необходимо установить ограничительные характеристики. Например, когда учреждение планирует купить подержанный автомобиль, целесообразно установить максимальное значение пробега и год выпуска.

Применение стандартных показателей

Технические и качественные характеристики товаров, работ и услуг рекомендуется описывать с использованием стандартных показателей, единиц измерения, терминов, условных обозначений, принятых в соответствии с законами Российской Федерации в сфере технического регулирования. В частности, нельзя предъявлять требование, чтобы принтер исполнял функцию копировального аппарата или факса. Для данного оборудования этот параметр будет нетипичным. Ручки и другую канцелярию не допускается закупать на вес, потому что принято указывать их количество. В то же время если заказчик хочет приобрести офисную бумагу и вместо количества пачек собирается указать в техническом задании ее общий вес, то ему придется свое решение обосновать. То же касается и нестандартной терминологии, показателей, условных обозначений и т. п.

Применение стандартных показателей при формировании требований к объекту закупки особенно важно, если речь идет о высокотехнологичной продукции. На сайте Росстандарта можно найти целый перечень стандартов по подготовке унифицированных технических заданий (например, ГОСТ Р 55771–2013 «Изделия медицинские электрические.

Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок»). Приказами различных ведомств утверждены критерии, по которым объект закупки необходимо относить к высокотехнологичному. Руководствуясь этими приказами, заказчики составляют техзадание.

На данный момент действуют шесть таких приказов:

  • приказ Минпромторга России от 1 ноября 2012 г. № 1618;
  • приказ Минобрнауки России от 1 ноября 2012 г. № 881;
  • приказ МЧС России от 14 декабря 2012 г. № 768;
  • приказ Минздрава России от 31 июля 2013 г. № 514н;
  • приказ Минкомсвязи России от 10 октября 2013 г. № 286;
  • приказ ФМС России от 15 апреля 2014 г. № 330.

Кроме того, приказом Минспорта России от 10 сентября 2012 г. № 189 вводятся в действие типовые требования к техзаданиям на проектирование стадионов, строящихся или реконструируемых для проведения чемпионата мира по футболу — 2018.

Особенности использования дополнительных материалов для описания объекта закупки

В отдельных ситуациях заказчику сложно обойтись одним описанием объекта закупки. Например, закупка может быть связана с проведением работ по реставрации фасада музея.

Тогда заказчик может дополнить техническое задание спецификацией, чертежами, эскизами, фотографиями и другими материалами, установленными в пункте 3 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Причем приложение изображения, по которому будет сравниваться закупаемая продукция, обязательно, если в документации говорится о «поставке согласно изображению». В данном случае в качестве неотъемлемогоэлемента будут чертежи здания.

Закон № 44-ФЗ не запрещает устанавливать требование о соответствии товара изображению в отношении любой продукции. Вместе с тем всем понятно, что приложить фотографическое изображение узнаваемого товара и предъявить такое требование нельзя, поскольку это вызовет вопросы у контролирующих служб.

Если существует образец (макет) товара и в документации о закупке содержится требование о соответствии закупаемого товара этому образцу (макету), то заказчик должен привести сведения о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра его участниками закупки.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ другими дополнительными материалами, прикладываемыми к техническому заданию, могут быть:

  • описание результатов работ;
  • описание результатов тестирования;
  • требования в отношении методов испытаний и их проведения;
  • требования к упаковке, маркировке, этикеткам;
  • требования, подтверждающие соответствие процессам и методам производства согласно техническим регламентам, стандартам, техническим условиям;
  • требования в отношении условных обозначений и терминов.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/3681-red-trebovaniya-k-sostavleniyu-tehnicheskogo-zadaniya

Требования к товару по 44ФЗ в соответствии с ГОСТ

Кто пишет техническое задание в учреждении по 44 фз

Заказчик самостоятельно принимает решение о том, какие требования к закупаемым товарам или используемым материалам должны быть установлены в документации. При этом Заказчик не обязан объяснять и обосновывать необходимость установления тех или иных требований, если они призваны обеспечить наиболее полное и качественное удовлетворение потребности учреждения.

Таким образом, 44-ФЗ предоставляет достаточно широкое правовое поле для Заказчика в сфере описания объекта закупки.

Варианты установления требований о соответствии ГОСТу

Существует несколько вариантов установления требований о соответствии товара ГОСТам.

Прежде всего, техническое задание может содержать только указание на то, что товар должен соответствовать определенному стандарту, при этом Заказчик не указывает, какие именно конкретные характеристики товара необходимо предоставить участнику в составе заявки. Это один из самых простых вариантов, обеспечивающий наиболее полную конкурентную среду.

Кстати говоря, такой вариант является предпочтительным с точки зрения антимонопольного органа. И действительно, в данном случае возможность ограничения или введения в заблуждение участников ничтожно мала.

Вместе с тем, не стоит забывать, что некоторые ГОСТы содержат достаточно общие и емкие диапазоны характеристик материалов.

Чаще всего ситуация такова, что Заказчик, помимо установления общего требования о соответствии стандарту прописывает более конкретные требования к материалу.

Можно долго спорить о том, по каким причинам встречаются подробные и объемные технические задания, но, так или иначе, необоснованность таких требований доказать бывает достаточно сложно.

Однако и Заказчику не стоит чересчур увлекаться, поскольку при рассмотрении некоторых жалоб, антимонопольным органом принимается решение о чрезмерности и необъективностиустановленных требований, что ведет к ограничению количества участников закупки. Поэтому будьте готовы к тому, чтобы обосновать вашу потребность именно в тех показателях, требования к которым установлены в документации.

Показатели, отличные от ГОСТ. Вправе ли установить требование?

К сожалению, 44-ФЗ не содержит четких инструкций относительно того, каким именно образом Заказчик вправе варьировать требования к характеристикам, предусмотренным стандартами.

Закон содержит достаточно расплывчатое указание на то, что если Заказчиком не используются установленные техническими и иными стандартами показатели, то документация должна содержать обоснование установления именно таких требований.

Органы власти в своих разъяснениях также расходятся во мнениях относительно правомерности и неправомерности в данном вопросе. Основываясь на судебных решениях можно прийти к выводу, что существуют три возможных варианта.

1. Требования к характеристикам, не предусмотренные ГОСТом

Установлены требования к характеристикам, не предусмотренные ГОСТом. Речь идет о том случае, когда помимо требования о соответствии ГОСТ Заказчик устанавливает требования к характеристикам, этим стандартом не предусмотренным вообще.

В данном случае, исходя из позиции суда, основную роль играет формулировка как раз о той самой потребности Заказчика и о самостоятельном решении в части установленных требований.

Если такое требование не ограничивает количество возможных производителей товара до единственного возможного, а также не противоречит иным установленным требованиям, нарушения законодательства отсутствуют.

2. Требования находятся в более узком диапазоне, чем предусмотрено ГОСТом

Требования к характеристикам товара в более узком диапазоне, чем это предусмотрено стандартом.

В том случае, если ГОСТом или иным стандартом установлен некий допустимый диапазон, а Заказчик по собственной инициативе сужает его до некоторых пределов, документация должна содержать обоснование такого сужения.

Разумеется, в данном случае следует иметь в виду, что некоторые диапазоны являются неизменными. Так, к примеру, очевидно, что размер фракции не является диапазоном, который можно изменить, как устанавливая требования, так и заполняя заявку.

Теперь, что касается самого обоснования. Законом не установлено, каким образом оно должно быть предоставлено, что именно должно содержать и насколько полно объяснять потребность. Ситуация аналогична разъяснениям к аукционной документации.

То есть, отсутствует обязанность какого-либо документального подтверждения или подробного описания необходимости сужения показателей. Опять же не нужно забывать об ограничении.

Если таковое отсутствует (и этот факт Заказчик может доказать), а также любое пусть даже формальное обоснование сужения диапазонов имеется в документации – Заказчик действует в рамках закона.

3. Допустимый диапазон выходит за рамки ГОСТа

Последний возможный вариант – когда допустимый диапазон выходит за рамки установленных стандартами требований. Разумеется, в этом случае техническое задание содержит требование о соответствии товара конкретному стандарту.

Так вот, судя по решениям судов выходить за рамки установленных стандартами требований, расширять их по собственному желанию нельзя и такое требование является нарушением законодательства о контрактной системе.

Подведем итоги

Подводя итог, следует еще раз напомнить об отсутствии четкой единой позиции относительно установления рассмотренных требований различными территориальными управлениями антимонопольного органа.

Для того, чтобы минимизировать риски, Заказчику следует, прежде всего, руководствоваться разумностью при установлении требований.

Не прописывайте те требования, которые откровенно неважны при выполнении работ или эксплуатации товара.

В ином случае всегда будьте готовы объяснить, почему Заказчику необходим товар, обладающий именно такой характеристикой и предъявить документальное подтверждение о том, что товар как минимум двух производителей соответствует совокупности требований.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее…

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/491-trebovaniya-k-tovaru-po-44fz-v-sootvetstvii-s-gost

Проф-Адвокат
Добавить комментарий